фотоаппарат Leica
Фотокорреспондент Роберт Диамент
Северный флот в Великой Отечественной войне
Фотоархив
Статьи > Лагерь смерти под Тромсё

Лагерь смерти под Тромсё

Автор Диамент Л.Р.

Об этом лагере, затерянном на побережье Северного Ледовитого океана, сегодня не вспоминает никто. Лишь ржавая колючая проволока и выдолбленные в гранитных сопках норы говорят о том, что здесь когда-то жили люди. Точнее, не жили, а умирали. Несколько тысяч советских военнопленных с Карельского фронта и Северного флота нашли здесь свою смерть. Их не расстреливали и не душили газом — их убивали арктическим холодом. Но даже те, кто смог пережить этот ад, так и не смогли вернуться домой. Спустя несколько недель после окончания войны немцы уничтожили остававшихся в живых советских бойцов. С молчаливого согласия наших союзников-англичан.

Землянка на берегу озера с кучей веток, заменявших узнику постель

Информация о том, что немцы оборудовали большой лагерь для советских военнопленных под норвежским городом Тромсё, появилась в штабе Северного флота ещё в самом начале войны. Это были данные авиаразведки. Вскоре эти сведения получили более существенное подтверждение. В середине 1943 года на Северный флот вернулся командир торпедного катера ТКА-239 В.Д. Юрченко, которого уже давно считали погибшим. Его катер был потоплен в бою с немецким конвоем. Как рассказал Юрченко, его, контуженного, немцы подобрали в воде и отправили в тот самый лагерь под Тромсё, откуда он бежал спустя несколько месяцев при помощи норвежских патриотов. Несмотря на то, что на флоте уже хорошо знали о том, каким зверствам подвергаются наши военнопленные в немецких лагерях, рассказ командира катера буквально шокировал.

Как такового лагеря не было. Это был огороженный двойным забором из колючей проволоки участок голой местности. Единственными постройками на его территории были бараки для охраны и пулеметные вышки. Пленных держали под открытым небом. Мороз в этих местах доходит до 45 градусов по Цельсию. Спасаясь от дикого холода и ураганных арктических ветров, люди пытались сооружать себе убежища. В основном это были норы. Их буквально выгрызали в промерзшей каменистой почве. Копали чем придется — острыми камнями и даже мисками. Вход в норы заваливали ветками или просто завешивали тряпьем. Те, у кого не было сил копать, строили себе некое подобие шалашей. Каркасы сооружались из веток и тонких стволов карликовых берез. Затем все это хрупкое сооружение обкладывалось дерном и мхом. Постелью служила просто куча веток.

Осмотр входа в землянку, в которой жили советские военнопленные. Справа представитель комиссии от СФ – майор Л.Н. Великович; слева капитан Норвежской армии

Об обогреве никто даже и не думал. Не было ни печек, ни дров, поэтому греться приходилось друг о друга, однако при таком морозе это спасти не могло. Ежедневно из холодных убежищ доставали по нескольку обледеневших трупов наших солдат. Их места тут же занимали новые, прибывающие в лагерь военнопленные.

Порядки в лагере царили поистине садистские. За малейшую провинность немцы забирали у пленных верхнюю одежду и обувь. В таких условиях это наказание означало только одно — смерть. Хотя одеждой и обувью эти лохмотья можно было назвать с большой натяжкой.

Летом начинались проблемы с водой. На многотысячный лагерь был всего один колодец. Кормили раз в 2–3 суток. Обычно это был суп из картофельных очисток и сухари. О медицинской помощи и мечтать не приходилось. Донесения советской разведки лишь подтверждали ужасы лагеря под Тромсё. По последним данным, к весне 1945 года здесь оставалось около 2 тыс. советских военнопленных, для которых эта весна стала последней. Но добраться до этой части Норвегии советские войска не могли вплоть до окончания войны.

Тромсё и его окрестности были важным районом для гитлеровцев. Здесь была расквартирована элитная 6-я горная дивизия вермахта. Согласно договоренности с союзниками этот сектор Норвегии в мае 1945 года должны были освобождать вооруженные силы Великобритании. В ходе совместного планирования боевой операции английскому командованию так же предписывалось освободить лагерь с военнопленными и подготовить выживших в нем советских бойцов к отправке домой. Однако эта операция так и не состоялась. Англичане высадились в Тромсё уже после капитуляции Германии — 10 мая 1945 года. Им оставалось лишь принять капитуляцию гарнизона и разоружить немцев. Но каких-либо сообщений о том, что пленные освобождены, советское командование так и не получило. Люди попросту исчезли. Чтобы разобраться, куда пропали наши солдаты, в начале лета 1945 года в Тромсё была отправлена специальная комиссия с Карельского фронта и Северного флота. В ее состав вошли майор Великович, капитаны Дьяконов, Новогрудский и фотокорреспондент политуправления Северного флота Роберт Диамент. В поисках военнопленных им помогали офицеры армии Норвегии и местные жители-лопари. Уже спустя несколько дней удалось восстановить цепь печальных событий.

У входа в лагерь, возле запретительной таблички на заборе из колючей проволоки

Англичане действительно высадились в Тромсё и приняли капитуляцию немецкого гарнизона. Но проделали это лишь формально — немцев даже не разоружили. Произошло то же самое, что и в некоторых других районах Европы. Согласно секретным указаниям Черчилля, англичане изымали у немцев лишь тяжелое вооружение: солдат вермахта можно было использовать против СССР, отношения с которым день ото дня осложнялись. Так, в самой Германии в зоне британской оккупации была создана так называемая немецкая группа «Норд», в которую входили два армейских корпуса и отдельные танковые части. А в Норвегии под свою опеку британцы взяли упомянутую выше 6-ю горную дивизию. Фактически немцев никто не контролировал, и они свободно разгуливали по городу и его окрестностям, где было множество безоружных советских военнопленных. Гитлеровцы устроили на них настоящую охоту. Бывших узников лагеря расстреливали на городских улицах и в сопках. Всего, по имеющимся данным, к 21 мая 1945 года они истребили до 2 тыс. наших солдат и офицеров, которые, уже зная о Победе, просто не могли понять, что происходит. Лишь несколько бывших пленных смогли вернуться на Родину. Однако международного скандала не случилось. Материалы работы комиссии были засекречены и списаны в архив. И все-таки кое-какие документальные подтверждения найти удалось.

Обувь и шапки военнопленных с надписью «SU» («Советский Союз»)

Эти события, в своем дневнике спустя месяц после Победы, описал командующий Северным флотом адмирал Головко: «Гитлеровцы, если им попустительствовать, идут на преступления даже сейчас. Пример — история с лагерем военнопленных в районе Тромсё. С момента капитуляции и по 31 мая включительно весь офицерский и рядовой состав 6-й горной дивизии гитлеровцев, расквартированной в районе Тромсё и в прилегающих к нему местах, мало того, что не был разоружен, но и сколько угодно разгуливал по городу с оружием. Формально военнопленные были освобождены и взяты под покровительство английских властей; на самом деле безоружные люди были предоставлены произволу вооруженных фашистов, которые не преминули воспользоваться таким попустительством».

Несмотря на то, что политики до сих пор стараются не вспоминать об этом лагере и страшной судьбе его узников, это место осталось в памяти простых норвежцев. Спустя месяц после освобождения Норвегии возле лагеря кто-то установил памятную табличку с надписью: «200 метров до русского лагеря. Ты увидишь там вещи, которые не забудешь никогда — как тяжело пришлось Норвегии в 1940–1945 годах, когда господствовала немецкая варварская система».

По последним данным, на территории Норвегии в годы войны действовало более 200 лагерей для советских военнопленных. В них содержалось более 100 тыс. наших солдат и офицеров.

Вернуться к списку статей

 © 2005-2024  архив, разработка сайта: Правовая информация