В декабре 1943 г. на Тегеранской встрече глав правительств воюющих стран антигитлеровской коалиции было принято решение о временной передаче Великобританией и США своих кораблей Советскому Союзу в счет репараций с Италии взамен трофейных кораблей. Это были английские — линкор «Ройял Соверин», эскадренные миноносцы «Сент-Олбанс», «Брайтон», «Ричмонд», «Челси», «Лимингтон», «Роксбург», «Джорджтаун» и «Линкольн» и четыре подводные лодки. Американцы ранее передали крейсер «Milwaukee».
О том, что все передаваемые нам корабли старые, Главком ВМФ Н.Г. Кузнецов доложил И.В. Сталину, на что был получен ответ: «Рассчитывать на передачу нам более современных судов не стоит. Скажите лучше, где вы думаете их использовать». С предложением Н.Г. Кузнецова базировать их на СФ для охраны побережья и конвоев от кораблей и подводных лодок противника он согласился.
|
«Малютка» И.И. Фисановича готовится к очередному походу |
Корабли и лодки были получены отрядом североморских моряков. Принимаемые от англичан корабли организационно были сведены в Отряд кораблей ВМФ СССР. Он состоял из линкора, отдельного дивизиона эсминцев и отдельного дивизиона подводных лодок. Но в последних числах июля 1944 г. случилась несправедливая трагедия, боль от которой в сердцах ветеранов-подводников не утихает по сей день. Погиб ас из асов подводного флота.
Все наши командиры-подводники — личности, у каждого свой боевой почерк, свой очень непростой характер, как у всех творческих, отважных, талантливых в своем деле людей, но даже среди них любимцем всех подводников и моряков надводных кораблей был Израиль Ильич Фисанович. Незаурядные способности и отличная боевая выучка с первых дней войны выдвинули Израиля Ильича в число лучших подводников Северного флота.
|
Политинформатор — И.И. Фисанович в 1942 г. |
Его внешность была далеко не «морского волка», скорее гуманитария, но кроме музыки, поэзии и литературы излюбленными темами его разговоров всегда оставались история военно-морского искусства и тактика, однако в душе он оставался поэтом и литератором. Фрагменты из «Евгения Онегина», «Графа Нулина», «Хорошо!», шевченковской «Катерины» он мог декламировать часами. Это был скромный, интеллигентный, невысокого роста молодой человек с грустными глазами (даже когда он улыбался), оттопыренными ушами, высоким лбом. В разных жизненных ипостасях своим обаянием, доброжелательностью, эрудицией и гражданственностью он располагал к себе совершенно разных, казалось бы, несовместимых людей. Но шла война и Фисанович занял достойное место в ряду богатырей — былинных дружинников, вставших в XX столетии на защиту Руси.
|
Срочное погружение подводной лодки «М-172» — «Малютка» в 1942 г. |
С первых месяцев Великой Отечественной войны имя И.И. Фисановича часто появлялось в газетах. «В море — дома, на берегу — в гостях», — любил говорить он. Атаки его «малютки» всегда отличались стремительностью, дерзостью, тактической виртуозностью. Еще подростком я слышал рассказ отца о знаменитом проходе лодки Фисановича по узкому фарватеру вражеского фиорда вслед за кораблем неприятеля, «как за лоцманом», в базу Лиинахамари, защищенную противолодочной сетью и минными заграждениями. Это было почти легендой, запомнившейся на всю жизнь. Долгое время мне не удавалось найти где-либо подтверждения этой «дерзости». И, наконец, в книге Фисановича обнаружил упоминание о данном эпизоде.
|
Победителей в поединке с «Тирпицем» поздравляют: Герои Советского Союза: капитан-лейтенант Валентин Георгиевич Стариков, капитан 2 ранга Израиль Ильич Фисанович и капитан 1 ранга, командир Ордена Ушакова 1-й степени Краснознаменной Бригады подводных лодок Иван Александрович Колышкин |
«Я поднимаю перископ. Впереди, в нескольких кабельтовых, идет вглубь фиорда дозорный катер. Хищно поблескивает кормовая пушка. Лодка идет ему в кильватер серединой узкого коридора воды, зажатого отвесными гранитными скалами», — звучит, как в романе Жюля Верна! Но это не роман, это поединок с коварным врагом.
«Подводное братство» — оно было. В июле 1942 г. подводники чествовали своих друзей с лодки «К-21», атаковавшей линкор «Тирпиц», плавучую крепость длиной около четверти километра в 52,6 тыс. т водоизмещением и с экипажем из 1600 человек. Это был общий праздник всех подводников.
Находясь в центре вражеской эскадры, Н.А. Лунин выпустил по линкору четыре торпеды. Поднять перископ, чтобы увидеть результат атаки и трех взрывов, не было никакой возможности. Радиограмма Лунина в штаб флота об атаке линкора была перехвачена и расшифрована вражеским командованием. Скрытность их операции оказалась утраченной, «Тирпиц» ушел, и треть конвоя «PQ-17» была спасена, и в этом была заслуга Лунина. Друзья-подводники собрались отпраздновать этот подвиг.
|
Американский контр-адмирал Дональд Б. Дункан вручает американский орден капитану 2 ранга Герою Советского Союза И.И. Фисановичу |
Нет выше счастья, чем борьба с врагами,
И нет бойцов-подводников смелей,
И нет нам тверже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
И.И. Фисанович — «Песня строевая подводная». 1943 г.
Когда И.И. Фисанович был назначен командиром дивизиона подводных лодок, а на лодке был уже другой командир, он ревностно следил за боевой историей своей любимой лодки. К ее возвращению из очередного похода им был написан текст песни, посвященный экипажу, а композитор Евгений Жарковский, во время войны служивший на Северном флоте, написал музыку:
|
Израиль Ильич Фисанович. Розайт. Великобритания. Май 1944 г. |
Безмолвны и хмуры норвежские скалы,
Лишь эхом откликнутся взрывы торпед,
Да сполохи ярко над морем сверкают,
Ведя хороводы в честь наших побед.
Свой орденский флаг — знамя славы и чести
«Малютка» проносит средь бурных морей,
Врагу не отбиться от мести гвардейцев
Ни шквалами бомб, ни огнем батарей.
С кратчайших дистанций врагов мы топили,
Врываясь в их порт через минный редут,
Глубинные бомбы по корпусу били...
Железо сдает, но бойцы не сдадут!
Но она так и осталась неспетой... лодка из похода не вернулась.
|
Начальник литературного отдела газеты «Краснофлотец» Н.Н. Панов, начальник фотобюро ПУ СФ Р.Л. Диамент и И.И. Фисанович |
Военная судьба свела подводников с фотокорреспондентом Штаба СФ Робертом Диаментом, который выходил в походы на лодках И.И. Фисановича и Г.И. Щедрина. Израиль Фисанович был одним из наиболее активных и постоянных авторов газеты «Краснофлотец». Общительный и доброжелательный, он становился другом и товарищем многих сотрудников газеты. Пробовал он свое перо как журналист и как писатель. Почти в каждом номере публиковались его статьи с рассказами о походах и с обменом опытом поведения в бою, преодоления экстремальных обстоятельств. Позже, в 1944 г., в московском издательстве Военмориздат вышла первая книга И.И. Фисановича: «Записки подводника», но эту книгу он уже не увидел. Грозный подводник, поэт, журналист, писатель И.И. Фисанович был душой любого общества, его находчивость и шутки всегда вызывали улыбки окружающих. Еще в период учебы в ВМУ им. Фрунзе он был инициатором создания джаза, сам играл на саксофоне.
|
|
Посол СССР в Великобритании Ф.Т. Гусев и Герой Советского Союза И.И. Фисанович на линкоре «Архангельск» |
В мае 1944 г. посол СССР в Великобритании Ф.Т. Гусев воспользовался пребыванием в Англии Героя Советского Союза И.И. Фисановича, о подвигах которого он был наслышан, для встречи с ним. Исчерпывающие ответы на вопросы об особенностях ведения боя из-под воды, о способах и методах обнаружения противника, считавшихся более действенными в условиях, когда подводники практически не видят врага, он получил от одного из асов подводного флота Советского Союза. Ответы на серьезные вопросы Фисанович перемежал хорошей шуткой.
|
Герой Советского Союза капитан 2 ранга Израиль Ильич Фисанович с товарищем. (Последний снимок И.И. Фисановича в мае 1944 г. перед возвращением на Родину). Этот взгляд совершенно несвойственен жизнерадостному оптимисту И.И. Фисановичу |
Обаяние, чувство юмора И.И. Фисановича привлекало к нему всех, кто когда-либо общался с ним. Теплые дружеские улыбки сопровождали и эту встречу.
Переход кораблей из Англии в Советский Союз начали четыре подводные лодки, следовавшие поодиночке с интервалом в сутки, каждая своим маршрутом, известным только командиру Отряда и соответствующей службе Королевского флота. При встрече с каждым самолетом лодки должны были уклоняться от него погружением. Первой 26 июля 1944 г. из Лервика вышла подводная лодка «В-1» под командованием И.И. Фисановича. Это была бывшая английская лодка «Санфиш». Она захватила на Родину письма советских моряков, еще остававшихся в Англии для приемки линкора и эсминцев. Тайна ее исчезновения долгие годы оставалась загадкой. И только в 1954 г. из сообщения, появившегося в английской прессе, стало известно, что в районе мыса Нордкап 27 июля 1944 г. ее потопил британский самолет «Либерейтор». Еще раз сообщение было повторено в 1960 г. и тоже в английской прессе. Но до сих пор нет ответа — почему самолет бомбил лодку, очертания которой летчику были хорошо известны, и почему лодка не ушла под воду с его появлением. Впрочем, имеется также неподтвержденная версия о подрыве лодки на минном поле, выставленном противником.
|
Лодка И.И. Фисановича в порте Розайт (Эдинбург) готовится к последнему походу |
После него остались стихи, газетные статьи, книги и любовь всех, кто, так или иначе, соприкоснулся с этим отважным и неунывающим человеком.
Это был лихой моряк, умный, справедливый командир, «гусар Денис Давыдов» Великой Отечественной войны.
«Горе наше трудно было измерить. На этой, не слишком-то ценной для нас лодке находился экипаж, который по праву можно было назвать цветом североморских подводников. А сам Израиль Ильич — умница, обаятельный и разносторонне одаренный человек — был любимцем всех старожилов бригады. В перерывах между боевыми походами он вел дневник, облекая в неплохую литературную форму историю своей гвардейской Краснознаменной «малютки». У него было много интересных выкладок, обобщающих опыт подводной войны на Севере и касающихся новых путей в тактике. Из него мог бы выйти или крупный командир или большой флотский ученый. Но об этом «мог бы» лучше не гадать. Важно то, что он успел сделать. А сделал он очень многое — больше, чем иной сумеет за всю свою жизнь», — так выразил трагедию североморцев командир бригады И.А. Колышкин.