фотоаппарат Leica
Фотокорреспондент Роберт Диамент
Северный флот в Великой Отечественной войне
Фотоархив

Биография Роберта Диамента

«Главный калибр» Роберта Диамента

Р.Л. Диамент. 1944 г.

В ряду тех, кто прошел Великую Отечественную войну «с «лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом», почетное место занимает фотожурналист Роберт Диамент. В отличие от многих своих коллег, погибших на фронтах, или тех, которым поэт-фронтовик Семен Гудзенко посвятил провидческие строки: «Мы не от старости умрем, от старых ран умрем», Р. Диамент прошел все назначенные ему дороги войны, прожил активную, насыщенную жизнь и ушел из нее в преклонном возрасте. Пули и осколки снарядов пролетели мимо. Но все же войне удалось его зацепить. Он фотографировал момент залпа главного калибра на одном из самых мощных кораблей Северного флота, и когда все, кто был на палубе, закрывали уши двумя руками, чтобы уберечь барабанные перепонки, смог прикрыть только левое ухо. В правой руке была «лейка», указательный палец нажимал на спуск. Результат печальный — контузия. Барабанная перепонка не выдержала, и всю оставшуюся жизнь фотолетописец Северного военно-морского флота старался повернуться к собеседнику левым ухом, а в пожилом возрасте уже не мог обойтись без слухового аппарата. Этот эпизод, разумеется, был не единственным в своем роде в военной биографии фотомастера — участника и свидетеля многих и многих смертельно опасных ситуаций. Он снимал и на воде, и под водой и в небе северных рубежей Отечества.

О военных приключениях его известных коллег — Виктора Тёмина, Якова Халипа, Евгения Халдея, Марка Редькина и многих других военных фотокорреспондентов, работавших на других фронтах, — и по сей день ходят легенды. Роберту Диаменту были чужды бравада, демонстрация своей «удали», бесшабашность, напротив, он был скромным, интеллигентным человеком, не отличался «пробивной силой». Поэтому, возможно, ему было труднее, чем некоторым другим. И только его снимки, могли рассказать, в каком пекле, в каких переделках побывал корреспондент, чтобы запечатлеть эти события. Но тем большее уважение вызывает храбрость не напоказ, готовность к самопожертвованию и в то же время предельная деликатность и воспитанность представителя этой во всех отношениях рисковой профессии.

На полуострове Рыбачий. 1943 г.

Много лет спустя после окончания Великой Отечественной войны Роберт Диамент в интервью, опубликованном на страницах журнала «Советское фото», кратко сообщил о характере своей работы в годы воины: «Мне было поручено освещать боевые действия Северного флота, приходилось снимать и на суше, и на море, и в воздухе, летал с торпедоносцами на перехват вражеских караванов».

Но вот как характеризует в своих воспоминаниях Р. Диамента в годы войны начальник Политуправления Северного флота, генерал-майор Н.А. Торик: «Шторма, снежные заряды, полярная ночь, опасные боевые походы кораблей, подводных лодок, вылазки разведчиков в тылы врага — его ни на минуту не смущали. Возвращаясь из похода с ворохом фотоснимков, обработав их, он без отдыха спешил с новыми заряженными кассетами в штаб флота на «разведку», чтобы не опоздать к началу наиболее «жарких» боевых событий — походов, вылетов…».

Р. Диамент до конца своих дней оставался патриотом Северного флота. В памятные для нашего народа дни его как бывшего фронтовика и фотокорреспондента нередко просили выступить в различных учреждениях, часто перед школьниками. И всякий раз в музеи, комнаты боевой славы привозил он массу новых материалов из своего богатейшего архива фотоснимков военных лет.

Такова в кратком изложении военная биография Роберта Диамента, чьи уникальные по содержанию и мастерству исполнения снимки вошли в «Антологию советской фотографии», были представлены на многочисленных выставочных экспозициях, в изданиях, посвященных истории Великой Отечественной войны. Но, как всегда бывает, многие и многие фотокадры с годами обретают новую жизнь, смотрятся по-иному, открывают иные параметры авторского мастерства, иные страницы творческой биографии фотолетописца.

Р.Л. Диамент у своего стенда на выставке, посвященной 10-летию СФ. Дом офицеров, г. Полярное. 1943 г.

Вот почему такой очевидный интерес вызывают в наши дни снимки классиков отечественной фотографии, до сей поры не ставшие широко известными, узнаваемыми, хрестоматийными. И когда это случается, в первую очередь возникает желание сказать спасибо наследникам известных фотографов, архивным работникам, сумевшим сберечь и подарить нам, зрителям, некие авторские откровения прошлого, еще и еще раз убедиться в могучей силе и достоинствах документальной фотографии.

Именно таким откровением становятся снимки, созданные Робертом Диаментом в годы войны. Их автор сумел уловить главное, интересное, специфическое для той эпохи, опрокинуть нас, зрителей, в прошлое, дать нам возможность увидеть это прошлое как бы глазами наших отцов и дедов, но понять и оценить с позиций сегодняшних. За эту уникальную возможность мы должны благодарить сына фотомастера, Леонида Рафаиловича Диамента, взявшего на себя нелегкий труд сохранить, систематизировать, прокомментировать, донести до зрителей и читателей наследие отца.

Позволим себе с помощью отцовских фотодокументов, сыновних воспоминаний и свидетельств боевых соратников донести до читателя некоторые эпизоды репортерской жизни, соблюдая некую хронологическую последовательность.

Киевский паренек, рождения 1907 года, работавший электриком, увлекся фотографией, попробовал свои творческие силы в газете «Молодой пролетарий» и в 1934 году стал фотокорреспондентом газеты «Висти ЦИК УССР». Через три года — уже Москва, Арбат, центральные газеты и журналы, а затем Всесоюзные и зарубежные выставки.

Чтобы напомнить, кто же были учителя и коллеги Роберта Диамента, достаточно назвать хорошо знакомые фамилии классиков советского фоторепортажа той эпохи: Б. Игнатович, Д. Дебабов и Г.Зельма, И.Шагин и Г. Петрусов, М. Альперт и А. Шайхет. Список можно было бы продолжить, но и этого перечня фамилий достаточно, чтобы понять, с кем рука об руку трудился Р. Диамент и почему его работы так волнуют не только знатоков истории нашей фотографии, но и всех, кто с интересом обращает свой взор к прошлому страны.

Военный фотокорреспондент Политуправления Северного флота Роберт Львович Диамент на борту эсминца «Грозный» в охране конвоя «RА-54-В». 1943 г.

Серьезная школа тридцатых годов дала себя знать и в годы военные. Достаточно обратить внимание на композиционные особенности снимков, запечатлевших орудийный залп с борта корабля, полет самолетов над морскими просторами, подвоз торпед к торпедоносцам, стволы огромных корабельных орудий, устремленные как бы напрямую в объектив репортерской «лейки».

Р. Диамент создал обобщенный образ моряка, участника Великой Отечественной, — это фотопортрет матроса-десантника Григория Пашкова, сделанный на полуострове Рыбачий в 1942 г., один из наиболее впечатляющих снимков, обретший хрестоматийный характер. Двумя годами позже, в 1944-м, уже будучи начальником фотобюро Политуправления Северного флота, но продолжая активно работать как фотокорреспондент, Р. Диамент принял участие в походе в Англию, откуда в Мурманск были доставлены по ленд-лизу английские и американские корабли и военное снаряжение. В октябре того же года он участвовал в Петсамо-Киркенесской операции освобождения Советского Заполярья и Северной Норвегии.

Заслуги военного фотокорреспондента были отмечены двумя орденами Красной звезды, медалями.

Жанровые ситуации, избранные фотокорреспондентом, почти всегда оптимистичны. Но, пожалуй, не это главное. Основное их достоинство — уровень авторского мастерства. Оптимизм этот оправдан, поскольку он искренен, он от души — широкой души талантливого и доброжелательного фотомастера, каким был Роберт (Иосиф-Рафаил Львович) Диамент.

 © 2005-2016  архив, разработка сайта: Правовая информация
  Rambler's Top100